С какого возраста начинать учить английский язык

izuchenie-anglijskogo-dlya-detej-6544407

Вопрос, с какого возраста начинать учить английский язык, да и любой иностранный язык, не такой простой, каким кажется на первый взгляд. Процесс обучения у ребёнка начинается уже в самые первые минуты после рождения. Он учится дышать, отличать маму от других добрых тётенек, требовать пищи. Через три месяца держать головку, чтобы высмотреть более любопытные и интересные вещи в другом углу комнаты. Через полгода ползать, держать в руке любимую игрушку. Через год ходить. А к полутора годам уже общаться не только при помощи жестов, плача и мимики, но и посредством первых произнесённых и осмысленных слов. И это продолжается всю жизнь, потому что нет ни одного человека, который мог бы с уверенностью сказать про себя, что он всё знает, всё умеет и ничего нового жизнь ему уже не предложит.

Правильные и умные родители понимают это и стараются в этом нескончаемом процессе вычислить те предметы изучения, которые ребёнку действительно интересны или ненавязчиво и нетребовательно заинтересовать его тем, что считают необходимым для его более полного развития. Изучение иностранного языка, в частности английского, относится ко второй категории, но это отнюдь не означает, что его занятие нельзя сделать увлекательным. Надо лишь определиться в каком возрасте надо начинать.

Споры ни о чём

Одни умные люди от педагогической науки утверждают, что изучение английского языка можно начинать чуть ли не с первым криком ребёнка. В качестве доказательства они приводят тот факт, что младенец, мозг которого кроме базовых инстинктов ещё ни чем не заполнен и представляет собой чистый лист, способен впитать в себя любую информацию и надо успевать вложить в него то, что нужно. Второе доказательство этой теории звучит так: ребёнок обучается родному языку стихийно. Просто слышит, как говорят взрослые и перенимает. Так и обучение английскому языку в этом младенческом возрасте будет происходить чисто механически и без всяких усилий.

Другие, не менее умные люди из того же сектора знаний, говорят, что до первого класса делать этого не стоит. Словарный запас ребёнка в этом возрасте ещё не очень большой и он просто не сможет соотносить непонятные на родном языке слова с их английским аналогом. К семи годам дети уже более организованы, понимают, что такое режим и необходимость выполнения некоторых обязанностей. С дисциплиной и послушанием проблемы ещё есть, но общее понимание, что такое “вести себя хорошо”, уже присутствует.

В каком возрасте начинать обучение английскому языку – это решать родителям, которые лучше кого бы то ни было, знают своего ребёнка и могут решить стоит давать ребёнку такие специфические знания или ещё рано, исходя из его индивидуальных качеств.

Надо хорошо понимать, как проводить обучение. Приглашать специалиста или записаться с сыном или дочерью в группу по обучению английскому. И возможно ли в доме создать атмосферу, когда ребёнку не придётся зубрить иностранные слова и предложения, а они будут усваиваться сами собой в процессе игры или обычного общения.

Достоинства и недостатки первого мнения

Освоение нескольких языков – процесс естественный, можно начинать “с пелёнок”

Начать, конечно же, нужно с достоинств:

  • обучение проходит на бессознательном уровне. То есть ребёнок воспринимает новые слова на чужом языке, не понимая, что этот язык ему не родной и усваивает их с той же лёгкостью и непринуждённостью.
  • нет боязни совершить ошибку. Правильное окончание, построение фразы и другие тонкости для ребёнка ещё не стоят на первом месте, он просто говорит так, как ему кажется правильным, и взрослым остаётся лишь ненавязчиво поправлять его, что со временем приведёт к нужному результату.
  • незагруженная память. Если можно так выразиться, места в голове ребёнка ещё предостаточно, и он быстрее запоминает всё новое, а память в нужное время подбросит ему нужные слова и фразы.
  • звукоподражание. Это не доказано, но существует мнение, что в дошкольном возрасте легче научить ребёнка именно правильному произношению.

Это может показаться странным, но недостатков ровно столько же.

  • языковая атмосфера. Или по-другому: языковая среда. Ребёнок в возрасте от 2 до 6 лет должен постоянно общаться на языке, которому его пытаются научить. То есть просто ходить два раза в неделю на обучающие уроки будет недостаточно. Что-то отложится, несомненно. Но куда продуктивнее будет, если малыш и дома будет ежедневно с кем-то разговаривать по-английски. Согласитесь, что если в семье нет человека, в совершенстве владеющего этим языком, добиться этого будет трудновато.
  • опасность бессознательного обучения. Этот пункт, как можно заметить, расположен и среди достоинств данного мнения. Объясняется это просто. Как уже говорилось, каждый ребёнок индивидуален, и поэтому механическое обучение, когда ребёнок повторяет то, чего не понимает, может, как помочь, так и навредить.
  • отсутствие усидчивости. Даже во время игрового обучения, когда английский даётся ненавязчиво и интересно, детей в этом возрасте трудно удержать на одном месте в течении нескольких минут. Их сознание имеет свойство быстро переключаться с одного на другое. Пробежала кошка, попалась на глаза любимая игрушка, по телевизору в другой комнате начались мультики, и малыш уже переместился в другой мир, который в данный момент ему интереснее. Даже опытный педагог порой не может справиться с этой особенностью, а уж про неопытных родителей и говорить нечего.
  • коверкание родного языка. Логопеды утверждают, что изучение английского зыка можно начинать только после того, как ребёнок научится правильно произносить слова, буквы и звуки родной речи. А у некоторых детей это проблема, от которой они не могут избавиться и в начальной школе.

Как можно понять у достоинств и недостатков получилась ничья. И тут в силу вступает мнение родителей, основанное на индивидуальных особенностях малыша.

Достоинства и недостатки второго мнения

Школьный возраст – самый подходящий для изучения дополнительного языка

Мнение некоторых специалистов о том, что обучение английскому языку нужно начинать не раньше 7 лет имеет несколько больше достоинств и чуть меньше обоснованных недостатков. Начнём, как и прежде с достоинств:

  • организованность и режим. Этот пункт уже упоминался выше, но повторить его будет не лишним. В 7 лет ребенок, у которого за плечами уже несколько лет детского сада, где был свой распорядок дня, понимает, что есть вещи, которые он обязан делать. Ну а в школе это станет ещё более понятным.
  • достаточный словарный запас. Он уже хорошо обогатился и общением с родственниками и в том же детском саду и во время уличных игр с друзьями. Малыш уже прекрасно знает названия предметов одежды, животных, птиц, цвета. Ему будет намного проще соотнести эти понятия с английскими словами.
  • правильная родная речь. В этом возрасте ребёнок уже бегло и правильно разговаривает, может составлять сложные предложения, и даже целые рассказы. Испортить правильное произношение родной речи уже невозможно, но фонематические способности ещё не притупились, и обучение будет идти намного легче.
  • интерес. В 7-8 лет ребёнок пока ещё неосознанно, начинает делать выбор, чем ему нравится заниматься, а что он терпеть не может. В этот момент очень просто и полезно сделать обучение английскому языку своего рода хобби.
  • нет боязни совершить ошибку. Эти пункты совпадают, и ничего удивительного в этом нет. Ребёнок с удовольствием отвечает на заданные вопросы, если они ему интересны. Не испытывая неловкости общается с преподавателем. Не задумывается о своём произношении и правильности построения фраз.
  • первая усидчивость. У первоклассников она уже наблюдается, хотя и оставляет желать лучшего. Здесь уже дело за учителем. Он должен найти подход к ребёнку или к группе детей. Заинтересовать их заниматься изучением английского языка в течении урока. И если с дошкольниками это трудновато, то с детьми 7-8 лет для опытного преподавателя это не должно составить проблемы.
    Недостатков практически нет, но пару упомянуть стоит.
  • сложность запоминания. Это не доказано, но некоторые педагоги утверждают, что уже в этом возрасте могут возникнуть проблемы с запоминанием новых, а тем более непривычных для слуха слов. Если такое наблюдается у вашего малыша – не стоит записывать его в ту категорию людей, которые не способны усваивать иностранные языки. Возможно, следует просто найти иной метод обучения или более опытного преподавателя.
  • нехватка времени. Этот недостаток зависит не от ребёнка, а от родителей и учителей. Первые, в своём стремлении сделать своего малыша разносторонним записывают его во все мыслимые и немыслимые кружки, секции и группы. Вторые порой задают слишком много домашнего задания по другим предметам. Проблема, легко решаемая игровой формой обучения, когда ребёнок получает знания не в обязательной форме, а легко и ненавязчиво.

Получается, что второе мнение более правильное, но опят же, не устанем повторять, что всё зависит от индивидуальных качеств самого ребёнка, а не от желания его родителей видеть в нём вундеркинда.

Так когда же?

Все вышеперечисленные аргументы в пользу какого-то одного мнения или против него, должны были показать одно. Каждый ребёнок особенный, и общих незыблемых правил в его воспитании и обучении нет и быть не может. Есть постулаты, которых можно придерживаться, но на первом месте всегда должны быть индивидуальные особенности малыша. Его интересы, любимые игрушки и занятия. Основываясь на этих наблюдениях можно подобрать идеальную систему обучения ребёнка английскому языку, создать такую атмосферу, когда он сам будет тянуться к необходимым знаниям и легко их усваивать.