Гиперактивность у детей дошкольного возраста

Каждый родитель знает – когда его ребёнок не балуется, не шалит, не достаёт всевозможными вопросами и вообще ведёт себя слишком вяло – это значит, что, скорее всего, придётся обращаться к врачу. Дети не умеют скучать. Такое поведение свидетельствует о недомогании и нужно срочно принимать меры.

А вот когда в квартире всё разбросано, постоянно что-то падает и шум не стихает ни на минуту – это замечательно. Нужно следить лишь за тем, чтобы не проявлялись симптомы гиперактивности и недостатка внимания. В этом случае тоже необходимо задуматься, понаблюдать за своим дошкольником и посоветоваться со знающим специалистом.

Причины возникновения

Причина проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) может быть не одна и корнями уходить в самые ранние сроки беременности. Если будущая мама подвергалась каким-либо отрицательным психологическим стрессам или испытывала проблемы со здоровьем. Курение во время беременности или неправильное питание. Трудные роды, повлекшие за собой пусть даже незначительные травмы.

Доказано, что этот недуг может передаваться с генами. А может быть реакцией на вредные вещества или даже на отравление некоторым доступными химическими соединениями, которые используются в повседневной жизни, такими как свинец и всевозможные пищевые добавки, очень распространённые в наше время.

Так же важна общая атмосфера в семье. Частые конфликты, излишняя строгость или наоборот безразличие, могут стать причиной возникновения СДВГ.

Ярко выраженные симптомы и признаки

  • нелогичные, импульсивные движения ногами и руками;
  • ребёнок не может спокойно усидеть на стуле. Постоянно крутится и мнётся;
  • не может долго стоять или сидеть на одном месте. Без объяснения причин встаёт и уходит;
  • вдруг начинает совершать абсолютно неуместные действия. Крутится, прыгает на месте;
  • отсутствие усидчивости. Не может несколько минут подряд заниматься каким-либо спокойным делом. Рисовать, лепить, читать;
  • постоянно двигается;
  • постоянно болтает;
  • старается ответить на вопрос, не дожидаясь его окончательной формулировки;
  • во время игры не может дождаться, когда наступит его очередь;
  • вмешивается в чужой разговор, требует, чтобы на него обратили внимание;
  • ночью вертится, сбрасывает одеяло.

Ни в коем случае не нужно торопиться, делать скоропалительные выводы и самостоятельно диагностировать гиперактивность. Некоторые похожие симптомы могут оказаться чертами характера подрастающего человека и не являться заболеванием. И даже когда сразу несколько признаков начинают проявляться стоит обратиться к специалисту, оповестить воспитателей в детском саду, чтобы они понаблюдали за поведением малыша.
Некоторые симптомы могут быть заметны в 2-3 года. Однако паниковать не стоит. Ребёнок может просто сбиться с жизненного ритма и не уснуть в привычное время. А возможно, просто-напросто слишком увлёкся интересной игрой или красочными картинками и пока не доиграет или не досмотрит, спать не соглашается. Да и физическое состояние может повлиять. Режутся зубки, пучит живот, жажда, повышение температуры и многое другое.

Когда ребёнок в этом возрасте родителям надо быть особо внимательными и если что показать своего малыша специалисту. Доктор может выявить неусидчивость, невнимание, непослушание и определить обычный ли это каприз, которых в эти годы первого взросления может быть сколько угодно, или это действительно симптомы гиперактивности.

В 5 лет в детском саду начинаются занятия по подготовке к школе и в это время симптомы могут проявиться более активно. Повышаются умственные и физические нагрузки, и нервная система не успевает подстроиться. В интеллектуальном плане ребёнок ничем не отличается от остальных своих сверстников, но он становится неуравновешенным, вспыльчивым, с заниженной самооценкой, когда даже при самом лёгком задании станет утверждать, что у него не получится, и как следствие не будет выполнять. Могут начаться головные боли и даже энурез. В этом случае медлить и ждать, что всё пройдёт само собой нельзя. Чем раньше начать лечение – тем большая вероятность обойтись без тяжёлых последствий.

Лечение гиперактивности у дошкольников

Лечение гиперактивности у детей

Лечение, или коррекция гиперактивности проводится двумя способами.

1. Немедикаментозное. Оно заключает в себе несколько методик и применяется в первую очередь.

  • Просчитанные двигательные упражнения: нужно постараться исключить соревновательные игры, когда ребёнок не будет стараться непременно стать первым среди равных. Лучше совершать зимой лыжные прогулки, летом турпоходы. Незаменимым является плавание, которое благотворно влияет и на психику и на общее физическое состояние;
  • Занятия с психологом. Хороший, опытный специалист быстро определит занятия, во время которых ребёнок сможет чувствовать себя спокойно и уверенно. Моделировать самые разные ситуации успеха. Давать упражнения на развитие внимания, памяти и речи. После необходимого наблюдения, психолог может посоветовать сменить обстановку и окружение. В новой компании положительное доверчивое отношение сформируется намного быстрее;
  • Семейные занятия психотерапией. Родители, у которых дети страдают данным синдромом, особенно матери, чаще подвержены перепадам настроения, депрессиям, импульсивности и раздражительности, что очень отрицательно влияет на общий климат в семье.
  • Аутотренинги. Это не просто, но релаксация позволяет нормализовать нервную систему и стимулировать деятельность коры головного мозга.
  • Коррекция поведения. Всем известна система «кнута и пряника». Многие утверждают, что действует она безотказно. Вовремя наказать – значит пресечь повторение плохих поступков. А вовремя похвалить – значит стимулировать делать что-то хорошее. С детьми подверженными гиперактивности это не работает. Вернее, работает лишь в одном направлении. Такие ребятишки практически нечувствительны к наказаниям. Излишняя строгость наоборот ведёт к озлоблению, и малыш начинает ещё больше вредничать. В случае провинности лучше спокойно, но настоятельно объяснить, что он натворил и к каким последствиям для него и для других это может привести. Рассказать, почему так делать нельзя и, главное, как можно это исправить. А вот своевременная похвала очень действенна. Ребёнок начинает понимать, что он добился чего-то особенного, родители радуются его достижениям и готовы помочь, если у него что-то не получается. Это стимулирует на дальнейшие поступки. Однако заигрываться с этим не стоит. Если ваше чадо провинилось, нельзя спускать это на тормозах. Не кричать, не браться за ремень, не ставить в угол, не отбирать любимую игрушку. Сесть и поговорить по душам, приводя примеры плохих и хороших поступков.

2. Медикаментозное. Применяется лишь в том случае, когда все остальные средства испробованы и не принесли нужных результатов.

Поведение родителей

Поведение родителей при гиперактивности ребенка

Первая и, наверное, самая главная рекомендация для родителей, у которых в семье есть гиперактивный ребёнок – это всегда, при любых обстоятельствах оставаться спокойным. Криком и резкими движениями вы только усугубите положение.

Ненавязчиво заведите для своего малыша необременительный распорядок дня, где будут учитываться не только обязанности, но и права. Внедрять его надо постепенно, чтобы ребёнок не с завтрашнего утра начал жить по-новому, а потихоньку привыкал, что в определённое время ему необходимо сделать определённые дела. Включите в распорядок не сложные задания по дому (полить цветы в своей комнате, вынести мусор, заправить постель, накормить домашнего питомца) и дайте понять, что это его ответственность, но не следует приказывать. Лучше договаривайтесь заранее о том, что ребёнок выполнит порученное ему дело.

Строго следите за тем, чтобы не было переутомления, как физического, так и умственного. Долгое сидение перед телевизором или компьютером вызывает такую же реакцию, как и продолжительная спортивная игра. На фоне усталости может возникнуть обратная реакция, выраженная в неожиданной двигательной активности и моральном всплеске. Поощряйте любые новые начинания и внимательно следите за успехами. Возможно, удастся нащупать приоритетное поле деятельности для вашего ребёнка, которому он будет отдаваться с удовольствием и желанием.

Не стоит часто посещать многолюдные места, где много суеты и шума. Чаще спрашивайте, что его интересует, и ненавязчиво заставьте его рассказать о том, что он делает в данный момент или, чем занимался вчера. Постарайтесь, чтобы ребёнок анализировал свои действия и делал выводы, что и почему у него не получилось.

Наладьте режим сна. Ребёнок должен обязательно высыпаться. В противном случае неотвратимым станет потеря внимания, самоконтроля и позитивного мышления. В доме должны быть благоприятная атмосфера. Сконцентрируйтесь на взаимоотношениях не только с ребёнком, но и с остальными членами семьи. Всё воспитание стройте на положительных эмоциях. Не уставайте хвалить своего ребёнка, но и делать его абсолютно ненаказуемым нельзя.

Позитивные выводы

Гиперактивность у детей дошкольного возраста – это не приговор. Побеспокоится, несомненно, придётся, но паниковать и отчаиваться не стоит, ни в коем случае. Своевременная диагностика, консультация у специалиста, правильное выполнение всех рекомендаций и ваш ребёнок обязательно вернётся на правильный путь развития. Он станет в меру активным, спортивным, умным. Будет щёлкать задачки по математике, как орешки, и писать длинные сочинения без единой орфографической ошибки. У него будет полно хороших друзей и красивых подруг. Появится цель в жизни, а значит, и вы станете им гордиться.