Монотипия — это техника рисования. Пейзаж в технике «монотипия»

Традиционное рисование не каждый ребенок способен полюбить. Детям больше нравится свободное творчество, которое отображается в неклассической живописи.

Дети втягиваются в этот творческий процесс и не только повторяют за взрослыми, но и часто предлагают свои идеи.

Но в целом, работая в нетрадиционной технике рисования, ребенок может поучаствовать в следующих видах творчества:

  1. Аниме – необычное изображение человека и детских героев;
  2. Батик – использование холста ткани вместо бумаги и нанесение на нее интересных узоров;
  3. Граттаж и фроттаж – процарапывание изображение или штрихование рельефного предмета с целью проявления изображения;
  4. Живопись из мыльных пузырей – картина создается за счет выдувания пузырчатых сюжетов из краски;
  5. Клеевые картины – создание картин поверх нанесенного клея на основе и покрытие ее красками;
  6. Кляксография и набрызг – фантазийная дорисовка изображений после разбрызгивания клякс или мелких крапин;
  7. Метод тычка – нанесение ватной палочкой или сухой кистью изображений;
  8. Монотипия – рисование при помощи симметричных отпечатков предмета;
  9. Пластилинография – создание объемных картин при помощи пластилина;
  10. Правополушарное рисование – быстрая живопись, которая позволяет рисовать нестандартно;
  11. Работа с оттисками предметов и штампами – использование фактурных сторон предметов для создания изображений;
  12. Рисование пальчиками или ладошкой – инструментом для создания картин служит часть человеческой руки, что позволяет делать сюжет живым;
  13. Соляные картины и живопись сыпучими веществами – объемная картина, созданная на основе клея ПВА, посыпанного сверху;
  14. Эбру – рисунок на воде, который можно перенести на бумагу.

Кроме представленных видов существуют и другие нетрадиционные художественные приемы.

Однако описать широко все нетрадиционные техники рисования достаточно сложно, в этойстатье мы остановимся на монотипии.

Рисуем с дошкольниками в технике «монотипия»

Монотипия — нетрадиционная техника рисования. Художественные образы создаются отпечатыванием части изображения или полноценной композиции. Работы, созданные в технике монотипии, симметричные или имеют в основе зеркальный эффект.

С первого года жизни ребёнку нравится работать с красками. Размазывать, делать круговые движения и тычки, смешивать цвета. Позже формируется способность создавать образ, прорисовывать детали. Техника монотипия применяется на занятиях во всех возрастных группах детского сада. При помощи отпечатывания создаются как простые картинки, так и живописные пейзажи.

Монотипия является не только инструментом творчества, но так же педагогики и психологии, поскольку занятия подобным творчеством развивают детскую фантазию и пространственное мышление. Они пока не владеют умением рисовать с учётом симметрии. Монотипия станет эффективным приёмом по ознакомлению ребят с этим понятием.

Также эта техника будет полезна для всей семьи – детям очень понравится работать с переливами цветов и угадывать, что получилось, – ну а взрослых она не может не очаровать своим многообразием, и заодно поможет лучше узнать себя.

Подготовка к знакомству с монотипией начинается с выбора материалов и сюжета для рисования

Интересный факт:

В 1921 г. швейцарский психиатр Герман Роршах разработал тест. Он показывал пациентам 10 картинок-монотипий и просил озвучить ассоциации. Эти монотипии (пятна Роршаха) до сих пор используют для определения внутреннего состояния людей.

Материалы для рисования монотипией

Для занятий по рисованию в технике монотипия подготовьте необходимые материалы.

  • Бумага для рисования. Не рекомендуется использовать офисную бумагу и тетрадные листы — от контакта с водой они промокают и могут порваться.
  • Кисти, спонжи. Кисточки подойдут любые, средней толщины. Для ребят постарше потребуются тонкие кисти. Спонжи заменят кусочки хозяйственной губки.
  • Краски:
  • По задумке могут потребоваться простой карандаш, ножницы, плёнка или пластик.

В домашних условиях или на индивидуальном занятии со старшими дошкольниками можно использовать акриловые краски. Мы с детьми делали открытки с их помощью. Монотипичные работы отличаются чёткостью изображения и яркостью.

Для занятия по монотипии в детском саду не требуются специальные материалы и инструменты

Монотипия как графическая техника

Метод выполнения монотипии можно описать просто – любая красящая субстанция наносится на любую гладкую или фактурную твердую поверхность, затем производится печатание путем прижатия к матрице  целевой поверхности оттиска.

При этом виде графики получается один оттиск (моно) на бумаге со стекла (листа меди и др.), на которое нанесены краски. Сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный (стоха) характер. Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь некоторые.

Перейдем к более подробному рассмотрению материальной части данной техники.
Начнем с красок. По отношению к краскам эта техника всеядна! “Акварель, гуашь, темпера, акрил, масляные краски, офортные, типографские, для полного отрыва можно использовать и строительные виды красок. Краски используются как с разбавителями, так и в чистом виде — в зависимости от задач.

Также широк и многообразен выбор поверхностей, с которых можно делать оттиски: бумага, различные виды картона, пластик разной толщины, пластины из разных металлов: цинк-медь-сталь-латунь. А также стекло, оргалит и фанера! Холст и дерево, камень! Главное, чтобы фактура поверхности соответствовала задачам и целям художника”.

Относясь к типам красок, следует отметить, что в зависимости от цели, художник должен варьировать густоту и текучесть краски согласно целям своей работы. При высокой текучести краска образует характерные фрактальные образования, а при высокой густоте или, наоборот, при сильной разжиженности и тонком слое нанесения – фактуры, схожие с точечными или образованными мелкими пятнами.

Фактуры эти равномерны при разжиженной краске и повторяют движения и фактуру кисти (как полусухой тушевой кисти) при большой густоте. Однако окончательного обобщения здесь сделать нельзя, – все зависит от выбранного автором типа красочного материала. Например, при работе маслом фрактальные образования будут, скорее всего, в области объемной фактуры одного цветового пятна.

Что же касается поверхности, то тут любой выбор будет обуславливать вид работы. В расчет следует принимать смачиваемость матричной поверхности и ее способность к впитыванию красочного материала и растворителя (воды или другого) как факторы, важные для создания работы. В частности, например, при акварельной монотипии, если поверхность сильно впитывает краситель, а требуется высокая прозрачность, то следует ожидать белых пятен. При монотипии, например, гуашью, если поверхность сильно впитывает растворитель, то можно предположить, что густота краски будет более высокой, и т. д.

Таким образом, с помощью красочного материала, поверхности матрицы и поверхности, на которую производится печать, можно косвенно контролировать окончательный результат.
Краска наносится на поверхность также различными инструментами: рука и пальцы художника, кисти, мастихины, различные шпатели, в том числе фигурные. Также применяются валики с различными фактурами. Ну и напоследок, тем,   что придет в Вашу творческую голову.

Для отпечатка с листов пластика и металлических листов используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня — используется литографский печатный станок.
Для выбирания краски с печатной поверхности   используют, начиная от простой ткани, до всевозможных специфических материалов: спички, стальная губка для чистки посуды, ватные палочки…

Способы создания монотипии

Первый способ, из самых простых, его еще называют — “фрактальная монотипия”.

Берете выбранную твердую поверхность, в творческом порыве наносите краску нужным вам инструментом, сверху накладываете  бумагу, продавливаете ее сверху руками или резиновым валиком. Плавно снимаете лист. Исследуете полученный оттиск.

Как правило, этот способ достаточно трудно управляем. Особенно, если использовать водные краски: акварель, гуашь, акрил, темперу. Затем многие художники, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаются увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка дорабатывают оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии”.

Следует заметить, что создание образа и расположение фрактальных узоров можно контролировать. Производится это с помощью расположения более текучей краски там, где должны проявиться фрактальные узоры.

Важным является то, что узоры начинают проявляться при нарушении пленки поверхностного натяжения, что происходит, когда работа отделяется от матрицы. Таким образом, направление ветвления фракталов можно контролировать с помощью направления отрыва работы. То есть если вы оторвете работу сверху вниз, то есть за верхний край, то фракталы скорее всего будут ветвиться в противоположном направлении.

Второй способ.

Когда краска  наносится на пластины из металла или пластика, накладывается сверху бумага и производится оттиск с помощью оффортного или литографского станка. В этом приеме, как правило, чаще используют масляные и оффортные краски.

Этот способ позволяет достаточно точно управлять творческим процессом и достаточно точно угадывать нужный творческий результат. Здесь можно создавать практически живописные  реалистичные произведения. Для того, чтобы на бумагу не приставало масло из краски, ее перед печатью смачивают водой!

Третий способ. 

Пишете художественное произведение масляными красками на холсте или картоне. Затем накладываете бумагу, ткань  или такой же холст — аккуратно, а можно и не очень. Все зависит от Вашего темперамента.

Продавливаете бумагу, также используя различные приемы продавливания. Как показывает опыт, можно сделать до трех оттисков, и не один из них не будет повторять предыдущий. Получаются очень тонкие живописные вещи, которые можно доделывать уже поверх монотипии. Но это будет уже смешанная техника.

Четвертый способ.

Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправления невозможны.

Берете пластик или стекло. Валиком накатываете нужное место или всю поверхность листа равномерным слоем краски, предварительно удалив лишнее масло из краски, выложив ее на некоторое время на газету.

Если вы не уверены в том, что можете сразу нарисовать и скомпоновать произведение на листе, то,  до того, как вы положите его на краску,  легкими движениями простого карандаша можете  наметить основную композицию и после этого, не придавливая, опускаете лист на накатанную краской поверхность. А далее начинаете рисовать то, что   наметили, работая карандашом, простой ручкой, черенком от кисточки — все зависит от толщины линии, которую хотите получить.

Руками на бумагу желательно не опираться. Выполнив свои экзерсисы на бумаге, аккуратно снимаете лист.

Как и любой из видов монотипий, его можно доработать и завершить работу.

Пятый способ.

Наливаете в фотованночку воду. Берете типографские краски, разводите их в разных баночках до жидкого состояния бензином или специальным растворителем. Потом берете кисти и, в зависимости от  внутреннего живописного состояния, брызгаете краски на воду, регулируя, какого цвета необходимо больше или меньше. А далее начинается самое интересное: перемешивая краски черенком кисти, можно увидеть тот неповторимый узор, который, как вам кажется, необходим.

Надо работать быстро, но аккуратно: накладываете лист бумаги на воду (один край, а потом только, как бы по дуге, второй край). И так же его надо снимать: сначала один, а потом по дуге второй. Перемешиваясь в воде, краски создают удивительные живописные сочетания, как в калейдоскопе.

Шестой способ — смешанная техника.

Когда за базу берется созданная монотипия и потом дорабатывается различными другими материалами: пастель масляная, сухая, акрил, масло, темпера, фактурные пасты и так далее.

Сама прелесть монотипии в том, что существует в ней непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии — наверное, самое захватывающее из всего действия!

Таблица: приёмы рисования с учётом возраста детей

Каждый ребёнок развивается в своём темпе, и у него формируется собственный вкус. Индивидуализируйте задания! Когда одни дети справляются с пятнами и линиями, некоторые уже пробуют обводить контуры.

Учитывайте возраст детей: создать пейзаж в монотипии сумеют старшие дошкольники

Как сделать монотипию

1. Один альбомный лист делим пополам и разрезаем.

2. Каждую половинку снова делим пополам и разрезаем. Получилось четыре листочка. На каждом из них мы нарисуем бабочку.

3. Теперь работаем с одной четвертинкой. Сгибаем ее пополам и разгибаем.

4. На кисточку берем много воды и много краски. На одной половинке листа рисуем одно крылышко так, чтобы туловище приходилось на линию сгиба. Вторую половинку оставляем чистой.

5. Вторую половинку прижимаем. Хорошо приглаживаем рукой.

6. Раскрываем: у бабочки появилось два крылышка! (обычно, в этот момент дети выдыхают: «Ах!»)

7. Продолжаем работу в том же духе. Узор рисуем только на одном крылышке.

8. На второе его отпечатываем.

9. Повторяем эти этапы, пока крылышки не станут полностью цветными.

10. Чтобы отпечатки были яркими, нужно брать много воды и много краски.

11. Так же рисуем туловище и усики. Усик рисуем только один – второй отпечатываем.

12. Остальные три бабочки (всего их 4) выполняем таким же образом. Готовые бабочки пусть сохнут.

13. Пока бабочки сохнут, нарисуем несколько фонов летнего пейзажа. Один очень простой: низ зеленый (трава), верх голубой (небо). С таким пейзажем справится и трехлетний ребенок.

14. За то время, как мы рисовали пейзаж, бабочки, вероятно уже успели высохнуть. Вырезаем их.

15, 16. Приклеиваем бабочек к фону. С обратной стороны бабочки клеем смазываем только середину – по линии сгиба. Прижимаем. Крылышки отгибаем, чтобы они были приподнятыми. Именно эта приподнятость крылышек («как живые») и привлекает в это работе детей.

17. Для другой работы выберем фон – цветок на весь лист.

18. На цветок так же посадим бабочку.

19. Третий фон – букет цветов. Цветы должны быть, по крайней мере, не меньше бабочек. Чтобы бабочка, сев на цветок, его не скрыла.

В моей практике не было ни одного ребенка, кому бы эта работа не понравилось. Дети появление второго крылышка воспринимают как чудо, волшебство, конечно, при условии, что они видят это впервые.

Данная работа под силу детям с четырехлетнего возраста.

Так можно познакомить ребенка с таким математическим понятием как «симметрия». И выполнить таким же образом изображения других симметричных предметов: лист, птицу, стул и т. д.

на тему «Монотипия Бабочка»

 В качестве материала мы будем использовать акварельную бумагу, гуашь (заменить гуашь можно – акварелью, масляными красками, темперой, а также тушью) и кисточки.

В качестве примера перед вами работы детей 1 класса ДШИ им. А.В.Ливна (6-7 лет), здесь работы выполнены акварелью.

Также можете посмотреть вот такой вариант дерева это уже в гуаши.

И пейзажа с отражением в воде.

Бабочки (в теплой и холодной гамме)

А сейчас мы попробуем сделать с вами бабочек. Согнем пополам лист акварельной бумаги, на одну половину нанесем гуашь разных цветов, не выходя за края бумаги, где-то нанося краску до половины листа, чтобы при отпечатывании краска не вылезла за края. Берем яркие, теплые цвета – такие как красный, желтый, оранжевый можно добавить синий, фиолетовый. Также можно сделать и холодной гамме бабочек, тогда берем синий, зеленый, голубой.

Следующий этап после того как краска у нас нанесена нужно согнуть листок и разгладить его рукой. Выполняя разглаживающие движения от центра листа. После того как лист у нас отпечатан мы можем посмотреть что получилось. Разворачиваем и смотрим. Уже где то можно увидеть очертания бабочки.

Теперь для большей убедительности нужно просто добавить кое-какие элементы – это усики, глазки. Можно на крыльях дорисовать точки, узоры. Где-то поставить кружочки, если это у вас экзотическая бабочка.

Осталось только подождать, когда высохнет краска и можно забирать работы домой. Кому понравилось, может попробовать сделать и другие работы самостоятельно уже дома.

Побор цветовой гаммы, закрашивание

  1. Преподаватель может подсказать ребенку, какие цвета хорошо сочетаются между собой, а каких сочетаний лучше избегать.
  2. На собственном примере ведущий показывает, как можно закрасить крылышко.
  3. Следует обратить внимание на то, что краски нужно брать много и она должна быть довольно жидкой, чтобы хорошо получился отпечаток.

Дорисовка деталей

  1. На данном этапе педагог и ребенок дорисовывают тельце бабочки и дополняют рисунок другими деталями (прожилки, пятнышки, узоры).
  2. Что бы работа получилась более яркой, дополнительные детали лучше нарисовать темным цветом. Должен создаваться контраст между отпечатком и дополнительными элементами. Преподавателю желательно объяснить ребенку этот нюанс.

В остальном лучший советчик — фантазия малыша.

Декорирование

Дети особенно любят эту часть работы и предаются ей с особым энтузиазмом.

Как украсить бабочку:

  1. Аккуратно обмакните мокрую кисточку в клей ПВА и нарисуйте необходимую деталь, затем быстро посыпьте блестками (глиттером). Остатки аккуратно смахните, их можно использовать повторно.
  2. Пайетки приклеиваются по одной с помощью клея ПВА.
  3. Глиттерная ручка особенно удобна при декорировании, можно быстро прорисовать нужный элемент. При этом он будет ярким и блестящим. Обычно используют несколько ручек разных цветов.
  4. Для декорирования также подойдут небольшие наклейки, самоклеящиеся стразы и бусины.
  5. Лучше всего сочетать в работе несколько разных украшений.

По окончании занятия преподаватель обязательно должен поблагодарить детей за участие и похвалить за проделанную работу.

Поэтапное рисование дерева

  1. Необходимо показать детям, что монотипию можно создавать на листе разной формы (прямоугольной, квадратной) и с разной ориентацией (горизонтальной, вертикальной). Для рисования вытянутых в вышину предметов лист кладётся вертикально.

    На прямоугольном листе рисуется часть дерева

  2. По мокрой краске рисуются дополнения более тёмного оттенка.

    Рисуя в технике монотипия, дети развивают чувство цвета

  3. Благодаря использованию нескольких оттенков зелёного получается реалистичный цвет кроны и травы.

    Монотипия «Дерево» может использоваться для коллективной композиции «Лес»

Поэтапное рисование платья

  1. К листу с обозначенной границей прикладывается трафарет «Платье». Воспитатель проверяет, чтобы середина шаблона совпадала с серединой листа. Дети обводят карандашом трафарет.

    Нарисовать симметрично платье дети не могут, им предлагается обвести шаблон-заготовку

  2. Одна часть платья заливается основным цветом.

    Выбор цвета для платья можно оставить за ребятами

  3. Сверху невысохшей краски наносится простой узор: тычки, мазки.

    Самый простой узор для платья — мелкие тычки

  4. Рисунок отпечатывается — платье равномерно окрашено с интересными разводами и узорами.

    Монотипия позволяет не просто раскрасить шаблон, а сделать симметричный узор на нём

  5. Когда рисунок высох, дети вырезают платье по контуру.

    Монотипию вырезают дети самостоятельно безопасными ножницами, или им помогает воспитатель

Поэтапное рисование зимнего пейзажа

  1. Первым рисуется фон: небо и вода.

    Для зимнего пейзажа цвета подбираются холодные

  2. Отпечатываем и раскрываем лист. Рисуем зимний лес: подойдёт синяя, голубая, сиреневая или серая краска.

    Пейзаж создаётся в несколько этапов отпечатывания

  3. Пейзажная монотипия строится на зеркальном принципе: предметы (деревья, домики, корабли) отражаются в воде.

    Отпечаток в пейзажной монотипии — это отражение предметов

  • https://delayart.ru/tvorchestvo-s-detmi/raznye-vidy-risovaniya
  • https://www.maam.ru/detskijsad/risuem-s-doshkolnikami-v-tehnike-monotipija.html
  • https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/monotipiya-v-detskom-sadu.html
  • https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/645968/
  • https://lisyata.info/master-klass-monotipiya-babochki.html
  • https://infourok.ru/masterklass-na-temu-monotipiya-babochka-1721602.html
  • https://naturopiya.com/art-terapiya/uroki-risovaniya/babochka-monotipiya-tekhnika-risovaniya-dlya-detej.html