Правильная речь ребенка — это не только способ его взаимодействия с миром, но и главнейший индикатор благополучного психического развития. Речь ребенка в возрасте от 1 года зависит от как от индивидуальных особенностей малыша, так и о его развитии до этого возраста: от того, как проходил этап гуления, лепета, как в общем подготовлен к речи артикуляционный аппарат.
Уже в возрасте 1 года ребенок знаком со многими словами и научился произносить некоторые из них, как правило «мама», «папа», «баба», «дай», «ням-ням» и другие. Эти слова составляют активный словарь ребенка. Но есть и множество слов, значение которых ребенок понимает, показывает родителям на них, когда его об это спрашивают, но пока не может их произнести — это пассивный словарь.
К полутора годам в норме ребенок уже произносит 20-30 слов, самых простых по произношению, строит фразы из двух слов. Развитию речи малыша в первую очередь способствуют родные и их окружение. Если же вы замечаете какие-то отклонения, то стоит обязательно обратится к специалисту.
Нормы речевого развития ребенка до 2 лет
В этом возрасте еще допустима задержка речевого развития, поэтому данные нормы весьма условны. Однако на них необходимо обращать внимание, чтобы вовремя обратиться к специалисту для коррекции. Итак, что должен уметь и делать малыш в возрасте 1-2 лет:
1. повторять за взрослым открытые слоги, такие как «да», «не», несложные словосочетания и слова; 2. выражать посредством интонации свои эмоции; 3. подражать звукам, произносимым животными: «мяу», «гав», «кар-кар»; 4. может понять и выполнить простую просьбу взрослого; 5. показывает части тела свои или на примере куклы; 6. внимательно слушает любимую книгу, сказки, потешки; 7. к полутора годам ребенок пользуется в своей речи 30-50 словами, к двум их число достигает 200-300; 8. ребенок может называть себя в третьем лице; 9. договаривает фразы, часто употребляемые взрослыми, заканчивает строчки из любимых стихов;
10. лепечет, когда играет.
Игры с детьми на развитие речи
Чтобы ребенок запоминал и старался повторять за взрослыми слова, важно самим взрослым не использовать «детский» язык, не сюсюкать, а проговаривать отчетливо, указывая на предметы, о которых идет речь.
Чтобы достичь желаемого результата и «разговорить» малыша, нужно регулярно пользоваться несложными приемами:
1. произносить названия предметов, находящихся в поле зрения ребенка: игрушки, предметы быта; 2. совместное пение и перекличка звуками с регулировкой высоты звука вовлекает детей в игру; 3. пускание мыльных пузырей, раздувание одуванчиков и питье из трубочки помогают развивать артикуляционный аппарат; 4. в компании со старшими детьми, которые уже умеют с помощью речи доносить свои желания, младшие дети развиваются быстрее;
5. в возрасте 1-2 лет дети охотно рассматривают картинки в книгах, показывают по просьбе взрослого, кто на них изображен.
Но основным правилом для родителей должно стать совместное времяпрепровождение с ребенком, игры с проговариванием действий, называнием предметов. При регулярных занятиях результат не заставит себя ждать.