Как только женщины активно стали вникать в процессы общества, появились и проблемы семейного плана – мало уделяется времени воспитанию детей. Это дало толчок к развитию детсадовской системы, помогающей мамам реализовывать себя. Дети же не просто находятся под присмотром, но и учатся адаптироваться к социуму с помощью общения и распорядка дня.
Преимущества детсадовского воспитания
Преимущества воспитания в детском саду
Дошкольные учреждения посещают не все дети – у некоторых не работают мамы, у других имеются бабушки. Большинству же малышей приходится ходить в детский сад, проводя там, практически, весь день. Эта необходимость не является недостатком родительского воспитания. Даже наоборот – учит детей восприятию организованного коллектива, жизнь которого подчинена определенному распорядку.
Преимущества режимного воспитания
- Режим дня создает условия для навыков самостоятельности. Малыши быстрее, чем домашние дети, учатся одеваться, убирать за собой, соблюдать правила гигиены, отправлять естественные потребности.
- В дошкольном учреждении отводится определенное время не только для приема пищи и сна, но и для коллективных игр, способствуя тем самым развитию умения делиться игрушками, помогать друг другу, избавляя малышей от эгоцентризма.
- Большое внимание уделяется занятиям. Их содержание зависит от возрастной группы, но каждый урок подобран с учетом развития детей в умственном плане. В процессе занятий малыши обучаются логическому мышлению, устной речи, проявляют свои музыкальные и художественные способности.
- В распорядке дня отведены часы и для физических упражнений, а также прогулок на свежем воздухе, что позволяет детям расти более здоровыми. Подвижность дает возможность с пользой потратить накопившуюся энергию. Это способствует хорошему аппетиту и сну.
Подчиняясь распорядку в садике, малыши становятся более организованными и в семье. При этом они учатся умерять свои личные желания и чаще брать во внимание потребности близких им людей.
Организация режима дня в детском саду
Режим дня ребенка в детском саду
Одних малышей отдают в дошкольное учреждение в ясельном возрасте, других – в возрасте успешной адаптации (т.е. в 2-3 года). Некоторые дети попадают туда ближе к школе (в 4-6 лет). У каждого периода свои особенности развития и восприятия интересов коллектива, что учитывают, определяя режим дня в детском саду для каждой возрастной группы.
Многие садики работают по стандартной схеме, рассчитанной на 12 часов пребывания ребенка в детском саду с 7-00 и до 19-00 час. При этом распорядок дня разбит на этапы, включающие в себя основные моменты.
Утро
- Малыши приходят в детсад, где их встречает воспитательница. Этот момент может определить настрой ребенка на период пребывания в коллективе до вечера.
- Чтобы разогнать остатки сна и настроить малышей на позитив, в распорядок введена зарядка.
- В определенное время (с 8-30 час) дети завтракают, получая легкую, но калорийную пищу.
- После завтрака отводится время всевозможным занятиям. Их содержательность зависит от возраста детей, находящихся в группе.
День
- С 10-30 час начинается дневной этап – дети отправляются на обязательную прогулку на свежем воздухе. Исключение может быть только при плохих погодных условиях – сильном дожде или морозе. В этом случае малышей занимают игрой.
- Основным питанием в детском саду является обед. Потраченную в первой половине дня энергию малыши восполняют днем, съедая первое, второе, третье и салат.
- После сытного приема пищи дети должны отдохнуть и набраться сил для второй половины дня. В зависимости от возраста санитарный час может длиться 1,5 час или 3 час. Чтобы детки быстрее уснули, их следует настроить на спокойный лад чтением сказки.
Вечер
- Проснувшихся после санчаса детей кормят легким полдником, чтобы они не чувствовали себя голодными и спокойно проводили время до прихода родителей.
- Примерно час после полдника дети занимаются с воспитателем по упрощенной программе, которая сводится к сюжетно-ролевым познавательным играм, чтению, конструированию. Некоторые малыши в этот период занимаются самостоятельными играми в куклы, машинки и т.п.
- Если к 17 час детей не забрали родители, их ведут на ужин, а затем на прогулку, с которой малыши потом уходят домой.
Данный распорядок является неукоснительным, и поддерживается ежедневно. Чтобы малышу легче было адаптироваться к садику, родители должны ввести подобный режим и дома, до того, как ребенка оформлять в дошкольное учреждение.
Особенности возрастные
Описанная выше схема распорядка дня в детском саду является основой для всех групп. Видоизменения присутствуют только в моментах, посвященных занятиям. Так, образовательная деятельность, которой отводятся часы между завтраком и прогулкой, включает в себя речевое развитие и обучение математическим навыкам, физическую культуру и музыку (хореографию), изодеятельность (рисование, лепку).
Особенности режима дня в младшей группе
Цель воспитателей младшей группы – научить каждого ребёнка самостоятельности. Карапузы должны уметь без посторонней помощи одеваться и раздеваться, умываться, чистить зубы, кушать, убирать за собой игрушки. Поэтому в дневном распорядке уделяют внимание таким моментам:
- обучение культурно-гигиеническим умениям;
- приучение к режиму – развивающие занятия, сон, еда, прогулки только в отведенные для этого часы;
- свободные игры, позволяющие приучить к взаимодействию с другими детьми.
Научившись подчиняться режиму, подросшие дети легче будут воспринимать нагрузки, которые их ждут в старшей возрастной группе.
Режим дня в детском саду старшая группа
Особенности режима дня в старшей группе
Переведя детей в старшую группу, к их обучению подходят более серьезно, поднимая уровень сложности занятий и увеличивая их продолжительность. Теперь цель воспитателя – развить творческие и умственные способности. Чтобы этого достичь, время сна и прогулок у дошкольников сокращается.
- В первой половине дня развивающие игры нацелены на умственное напряжение, но проводятся такие занятия 1-2 раза в неделю. Более облегченные уроки проходят в вечерние часы, перемежаясь с физическими или музыкальными занятиями.
- Развить в детях коммуникативные способности позволяют игры – театрализованные, сюжетно-ролевые, дидактические.
- Ребят начинают постепенно готовить к школе. Но цель этих занятий – не научить детей хорошо читать и писать, а всего лишь заложить основы для овладения подобными знаниями. Здесь вводятся занятия по развитию речи и расширению словарного запаса, совершенствованию мелкой моторики.
Организация режима дня учитывает не только возраст детей, посещающих учреждение, но и время года. Так, летний период более подходит для укрепления здоровья, поэтому на данное время отводят больше часов для прогулок и игр на свежем воздухе. Холодный же сезон более наполнен развивающими занятиями.