12 месяцев назад в вашей семье появился самый главный человечек, который, ещё не умея ни говорить, ни ходить, захватил ваше внимание целиком и полностью. Помните, как вы даже громко дышать боялись, когда брали его на руки, тщательно следя, чтобы головка ребёнка аккуратно лежала у вас на ладони? Младенец большую часть времени спал, ел и улыбался, когда чувствовал вашу всепоглощающую любовь. Общение было по большей части односторонним, так как маленький карапуз понимал и ощущал только физиологические потребности. Но и тогда и в кроватке и в коляске уже висели разноцветные погремушки и молодые родители радовались взахлёб, когда замечали, как их малыш тянется ручками к брякающей и звякающей гирлянде.
Но вот карапуз торжественно отпраздновал свой первый день рождения, бабушка помогла ему задуть единственную свечку на символическом тортике и все родственники и знакомые надарили столько разнообразных игрушек, что детская комната сразу стала казаться намного меньше. Пришло время разобраться, какие из этих игрушек действительно полезны и необходимы, а которые могут ещё немного подождать своей очереди.
Особенности развития годовалого малыша
Развитие годовалого малыша
Воспитание и обучение годовалого ребёнка – это единственное занятие в жизни человека, которое не подлежит никакому планированию. Невозможно карапуза сначала научить ходить, потом полностью посвятить всё время становлению речи, затем распознаванию цветов и так далее. Если попытаться систематизировать этот процесс можно только навредить. Мозг годовалого ребёнка стремительно «умнеет», вбирая в себя всю подвернувшуюся информацию, одновременно пытаясь командовать не только творческими, но и физиологическими процессами.
Неопытные молодые родители часто удивляются, какое действие оказывают те или иные занятия на развитие ребёнка. В качестве примера стоит упомянуть лепку. Многие считают, что это помогает становлению творческого начала, фантазии и тренирует пальчики. Всё это правильно, но ещё развитие мелкой моторики стимулирует ту часть мозга, которая отвечает за речь, это актуально для детей с таким заболеванием как алалия. Так что, периодические занятия с пластилином, тестом и относительно мелкими игрушками поможет вашему малышу заговорить, в буквальном смысле этого слова.Пренебрегать каким-то одним занятием в пользу другого, которое кажется вам более полезным, не стоит ни в коем случае.
Карапуз начинает интересоваться буквально всем, что видит и слышит, а уж то, до чего он может дотянуться и потрогать руками – это никогда не останется без внимания. Он уже пусть не очень уверенно, но передвигается по квартире на ногах, пытается самостоятельно залезть на диван или в кресло, ткнуть пальцем в экран телевизора, и подёргать за красивые шторы.
И вот тут первое дело родителей подсунуть ему правильные игрушки, которые не только отвлекут его от мелких шалостей, которых он ещё не осознаёт, но и будут стимулировать его развитие. И не просто подсунуть, а вместе с ним разобраться, показать, как правильно играть и всячески направлять своего малыша.
Основные виды развивающих и обучающих игрушек для годовалого ребёнка
Развивающие игрушки для ребенка от 1 года
Их несколько и на каждом необходимо остановиться подробно:
- мяч. Вернее, несколько разновидностей мячей. Большие, чтобы катать, пинать, бросать и ловить, развивая ловкость, координацию и глазомер. Маленькие, лучше с мягкими шипами или пупырышками, которые будут массировать ладони малыша, стимулируя развития мозгового центра речи.
- кубики. Что-то строить, сооружать и, конечно же, крушить.
- большие машинки, коляски, так называемые беговелы (стульчики на колёсах) и качалки. Малыш будет с большим удовольствием ходить, толкаться ножками и прыгать.
- сортеры (от слава «сортировать»). Коробки, домики с фигурными отверстиями, в которые ребёнок будет пытаться вкладывать соответствующие элементы, развивая внимание и сравнительную логику.
- пирамидка. Сначала простенькая, из трёх-четырёх элементов окрашенных в основные цвета. Затем сложнее, чтобы были заметны нюансы и цвета и размера.
- шнуровки. Обычная картонка с двумя или несколькими дырками, в которые продеты мягкие верёвочки. И опять же не только для того, чтобы ребёнок научился самостоятельно завязывать шнурки на обуви. Это великолепное упражнение на развитие всё той же мелкой моторики.
- пазлы и мозаики. И здесь начинать нужно с простейших вариантов из двух-трёх крупных элементов, со временем усложняя.
- матрёшка. Научит ориентироваться в размерах и поспособствует развитию логического мышления.
- магнитная рыбалка. Булькаться в воде – это одно из самых любимых занятий у всех детей без исключения, так почему не употребить его на пользу, развивая координацию движений и целеустремлённость.
- тематические карточки и книги. Не стоит бояться, что учиться читать ещё рановато. Карточки, на которых наклеены изображения зверей, овощей, фруктов, предметов, помогут развитию речи и пополнению словарного запаса, а чтение родителями вслух коротеньких занимательных стишков развитию памяти.
- интерактивные игрушки. Пусть родителей не пугает такое слишком современное название. Под ним подразумеваются игрушки, которые могут издавать определённые звуки или мигать светом при нажатии на определённое место.
Это основной набор, который должен появиться у каждого ребёнка в возрасте одного года, но зацикливаться на нём не стоит. Во-первых, его можно и нужно разнообразить. А во-вторых, его хватит лишь для того, чтобы начать обучение и развитие. Так что перейдём к следующим разделам.
Игры с развитием сюжета
Просто перебирать кубики, пинать мячики и ловить магнитных рыбок – занятия, конечно, необходимые, но ребёнок видит, что происходит вокруг и пытается что-то повторить, чему-то подражать. И это тоже правильно, лишь бы он не копировал плохие поступки, но для этого нужно самим их не совершать. Во всём остальном помогать и обучать. Направлять своего малыша на придумывание не просто действий, а именно сюжетов. Кукла не просто села на стульчик, а позавтракать. Машинка не просто поехала в другой угол комнаты, а повезла какой-то груз или пассажиров, которые там будут что-то строить.
Тут понадобятся некоторые вспомогательные средства. Например:
- пластиковые фрукты и овощи, которые можно складывать в корзинки и угощать ими бабушек, дедушек и вообще всех, кто есть в квартире, вплоть до домашних животных.
- перчаточные куклы, с которыми можно устраивать целые представления по знакомым из прочитанных сказок сюжетов или придуманным самостоятельно. Естественно, вместе с папай и мамой.
- разнообразные куклы, которые будут исполнять роли гостей, братиков и сестёр. Их можно усаживать за стол, укладывать спать, кормить.
- пластмассовые пупсы, рыбки и другие фигурки для игр во время купания.
Творчество
Здесь тоже разнообразие достаточно велико и необходимо.
- пластилин и тесто. Повторять все плюсы этого занятия нет никакой необходимости. Пластилин и специальное тесто можно купить в магазине, а можно изготовить самостоятельно в домашних условиях. Рецепт довольно прост, но имеет несколько хитростей. В тесто необходимо добавить соль. Малыш обязательно потянет его в рот и солёный вкус даст ему самому понять, что так делать не следует, а собственный опыт намного продуктивнее самых понятных слов. Раскрасить тесто можно или купленными пищевыми красителями, или соком из овощей и фруктов. Делается тесто в течении 5-10 минут и не нужно бегать в магазин за новым набором.
- тематические наклейки и цветная бумага. Орудовать ножницами в этом возрасте ещё, конечно, рановато, зато мазать вырезанные родителями фигурки клеем – это для карапуза непередаваемое удовольствие. Тем более что в магазинах всегда есть огромный выбор самоклеющихся тематических наборов. Главное определить место, куда малыш может их лепить, а куда не стоит, иначе вся квартира у вас превратится в одну большую хаотическую аппликацию. Ну, то есть нижняя её часть по периметру, включая экран телевизора.
- пальчиковые краски. За это изобретение нужно присуждать Нобелевскую премию, но в области воспитания детей она не даётся. Ребятня до определённого возраста обожает рисовать именно пальцами. Здесь такая же проблема, как и с наклейками – место. Лучше всего это делать в ванне – там и помыться можно сразу, да и нарисованный ребёнком сюрреализм смыть проще. Хотя эти краски смываются очень легко и просто. Тут главное тщательно следить за тем, где и кем такие краски произведены, чтобы в них по какой-то случайности или ротозейству не попались токсичные и вредные вещества.
Улица
На прогулку тоже следует брать набор игрушек с определённой целью.
- большую машинку, которую можно не только толкать и катить за собой на верёвочке, но и на которой можно ехать, отталкиваясь ножками.
- набор для песочницы. Ведёрки, лопаточки, формочки и так далее.
- мяч, поиграть в футбол.
Игрушки для девочек
Детские психологи утверждают, что в этом возрасте гендерное различие в играх не играет ещё значительной роли и девочки могут играть как куклами и игрушечным посудным набором, так и машинками и солдатиками. Однако всё равно в большинстве случаев они больше подражают маме, чем папе и поэтому могут заняться «приготовлением» завтрака, обеда или ужина, глажкой белья собственным утюжком и другими занятиями, имитирующими действия будущей женщины. Это нормально и стоит поддерживать эти игры. И не только одними поощрениями, но и показывать, как делать правильно, в какой последовательности и рассказывать какое блюдо надо готовить в кастрюльке, а какое на сковороде.
Игрушки для мальчиков
Мальчишки наоборот тянутся к папе и в порядке вещей, что ваш маленький мужичок будет стараться «забить гвоздь», открутить игрушечной отвёрткой дверь у шифоньера, или задать ремонт всем машинкам в своём гараже. В этом случае папа должен встать из удобного кресла и помочь своему строителю, ремонтнику или механику в его непростой «работе». А на следующий день сходить в магазин и купить игрушечный набор домашних инструментов. Возможно, ваш ребёнок не станет ни автослесарем, ни архитектором, но такие навыки, во-первых, пригодятся в повседневной жизни, а во-вторых, они в этом возрасте служат не для того, чтобы он научился что-то чинить, а для общего развития.
Как правильно выбрать безопасные детские игрушки
Полезные игрушки для детей от 1 года
Малыш, только недавно понявший, что его возможности многократно возросли после того, как он встал на ноги, большинство интересующих его предметов, до которых он дотянулся, обязательно попробует на вкус. Ничего страшного в этом нет – это его способ знакомства с чем-то новым и пока неизвестным. Следить, конечно, надо, чтобы карапузу не попалось что-то вредное, острое или, не дай Бог, ядовитое. Это разговор особый, но вот во время покупок игрушек некоторые правила соблюдать надо.
- натуральные материалы. Конечно, пластмассу и резину делают при помощи химических процессов, но это производство отработано и практически безопасно. Однако лучше в этом возрасте покупать деревянные игрушки, вопреки народным пословицам.
- при покупке не надо стесняться. Понюхайте игрушку и если чувствуете пусть даже слабый неприятный запах, не стоит надеяться, что он со временем уйдёт. Скорее всего, во время производства были применены какие-то химические красители, а это очень вредно для ещё неокрепшего организма.
- разбирать и собирать на составляющие в этом возрасте ещё рановато, так что лучше покупать цельные игрушки, без острых углов, выступов и мелких элементов, которые могут оторваться или отвалиться.
- интерактивные и музыкальные игрушки тоже следует выбирать с некоторой осторожностью. И дело тут не в нервных соседях, а в ещё не слишком сформировавшемся слуховом аппарате вашего малыша. Резкие и громкие звуки ему ещё противопоказаны. Во-первых, они могут его напугать. Во-вторых, учёными доказано, что звук громче 65 децибел для годовалых ушек вреден.
- Правила, как можно заметить, совсем не хитрые, но они уберегут вас и вашего малыша от многих неприятностей.
Пара идей в помощь родителям
Цены на игрушки в магазинах оставляют желать лучшего. Что скрывать, производители и торговцы, пользуясь тем, что родители вряд ли станут жалеть финансы на собственного ребёнка, давно перестали стесняться. Выход из этого довольно неприятного положения есть. Причём выход настолько полезный, насколько и экономный. Некоторые игровые наборы можно смастерить в домашних условиях из подручных материалов. Это и самим родителям будет интересно и позволит наглядно показать, как правильно вырезать ножницами, клеить, красить и так далее. Не стоит стесняться привлекать к такому производству и самих детей – это и им пойдёт только на пользу.
- простой и очень хороший сортировщик можно соорудить из нескольких коробочек или формочки для льда. Следует наклеить внутрь ячеек картинки фруктов, овощей или животных, и сделать несколько соответствующих карточек с такими же изображениями. Ребёнок будет складывать карточки в соответствующие ячейки.
- гараж, дом, или даже небольшой городок из картона. Здесь можно мастерить вместе с ребёнком. Чертить и вырезать придётся самим, а вот помочь раскрасить или намазать клеем малыш вполне в состоянии.
- В большой картонной коробке из-под какого-нибудь бытового прибора, вырезать отверстия по форме некоторых простых игрушек. Получится замечательный самодельный сортер.
А, в общем-то, здесь простор для творчества неограничен, что послужит не только разнообразию игрового мира вашего карапуза, но и хорошим, заразительным примером.
Самое большое заблуждение у неопытных родителей – это то, что годовалого ребёнка, который лишь недавно начал более-менее уверенно передвигаться не ползком, нужно оберегать от всевозможных опасностей.
Конечно, следить, чтобы он не достал своими любопытными ручонками то, что ему не положено, нужно, но трястись над ним, как над хрустальной вазой не стоит – ребёнок не настолько хрупок, а избежать, падений, небольших ушибов и синяков, всё равно никому не удавалось.
Однако и оставлять его в полном одиночестве тоже недопустимо. В этом возрасте других друзей кроме собственных родителей у него ещё нет, а значит все его игры, интересы и путешествия они должны совершать вместе. Вместе строить башню их кубиков. Вместе лепить из пластилина забавных зайчиков и котят. Вместе гонять по квартире на машине. Вместе рушить, только что построенный город. По-другому нельзя.